НОВЫЕ ЦЕРКВИ, СТАРЫЕ ВЕРУЮЩИЕ – СТАРЫЕ ЦЕРКВИ, НОВЫЕ ВЕРУЮЩИЕ

Религия в постсоветской России
 
Авторы:  Дмитрий ФУРМАН, Киммо КААРИАЙНЕН, Вячеслав Карпов
Религиозность в России в 90-е годы
 
Авторы: Киммо КААРИАЙНЕН, Дмитрий ФУРМАН
Религия и ценностные ориентации российской элиты
 
Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана
 
Издательство: СПб; М Летний сад  2007
 
PDF файл
 
 
Данная книга является продолжением издания: «Старые церкви, новые верующие», вышедшего в 2000 г.  1
 
В основу этого издания были положены данные четырех всероссийских опросов, проведенных Академией наук Финляндии и Российской Академией наук в 1991, 1993, 1996 и 1999 гг., а также проведенных в 1998 г. опроса российской элиты и в 1999 г. опроса населения Татар-стана. В статьях, вошедших в это издание, авторы стремились интерпретировать полученные данные и дать картину эволюции отношения российского массового сознания к религии в период 1991—1999 гг., влияния религиозного фактора на другие аспекты массового сознания и специфики религиозного сознания элиты и населения мусульманского региона в составе Российской Федерации. Кроме того, в это издание были включены ряд статей, непосредственно не связанных с проведенными опросами, но раскрывающих различные аспекты религиозной жизни постсоветской России.С тех пор прошло шесть лет. За это время Россия изменилась, и изменилось положение религии в российском обществе. Вместе с тем мы провели новые опросы. В 2002 г. и 2005 г. 2 были проведены всероссийские опросы, охватывавшие соответственно 1541 и 2005 человек, а также в 2002 г. еще один опрос в Татарстане 4. Как и прежде, они проводились методом личных интервью Институтом сравнительных социальных исследований во главе с профессором Владимиром Андреенковым, которому мы выражаем нашу искреннюю благодарность. Новые материалы, с одной стороны, фиксируют прошедшие за это время перемены в массовом сознании, с другой — заставляют по-новому взглянуть на старые материалы и отчасти пересмотреть сделанные на их основе выводы.
 
Это побудило нас подготовить новое издание. Как и в издании 2000 г., в его основе — интерпретация данных опросов. Им посвящены статьи К. Каариайнена и Д. Фурмана и статья Г. Косача. При этом из старого издания мы сохранили две статьи, основанные на прежних опросах и освещающие те сферы, в которых у нас нет нового материала — статья нашего покойного друга Хари Хейно и статья об отношении к религии постсоветской элиты. Кроме того, как и в издании 2000 г., мы включили в данную книгу ряд работ (А. Красикова, Н. Митрохина, К. Емельянова), не написанных на основании наших опросов, но раскрывающих различные важные аспекты российского постсоветского религиозного развития.
 
В создании книги участвуют:
Емельянов Кирилл, кандидат социологических наук;
Кааариайнен Киммо,
профессор, директор Института Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии;
 
Карпов Вячеслав, профессор социологии в Университете Западного Мичигана, доктор философии;
Косач Григорий, профессор, доктор исторических наук;Красиков Анатолий, профессор, доктор исторических наук;Лисовская Елена, профессор социологии в Университете Западного Мичигана, доктор философии;Митрохин Николай, кандидат исторических наук, директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии;Фурман Дмитрий, профессор, доктор исторических наук.Харри Хейно до своей смерти, наступившей в 1999 г., был директором Института Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии.Киммо Каариайнен, Дмитрий Фурман1 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветскойРоссии. Под редакцией проф. Киммо Каариайнена и проф. Дмитрия Фурмана.Москва; Санкт-Петербург: Летний Сад, 2000.2 Опрос 2005 года был частью исследовательского проекта «Религиозная нетер-пимость среди православных христиан и мусульман в России» (научный руко-водитель – В. Карпов). В 2004-2006 гг. проект финансировался НациональнымСоветом по Евразийским и Восточно-Европейским Исследованиям (NCEEER)из средств гранта от Государственного Департамента США (Title VIII). Дополни-тельное финансирование было обеспечено Университетом Западного Мичигана(Western Michigan University), где работают В. Карпов и Е. Лисовская. Допол-нительная финансовая поддержка от Института Евангелической ЛютеранскойЦеркви Финляндии позволила расширить выборку опроса. Данные опроса 2005

года представлены в главах Д. Фурмана, К. Каариайнена и В. Карпова, а также

В. Карпова и Е. Лисовской. Ни NCEEER, ни правительство США, ни другие

спонсоры не ответственны за взгляды, высказываемые в этой книге.

3В этом же году были проведены опросы в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-

Балкарии. К сожалению, в настоящее время у нас еще нет интерпретаций их ре-

зультатов. Мы надеемся подготовить их в дальнейшем