ЭКСКЛЮЗИВ
Демократические революции в странах Центральной Азии и Кавказа
ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
№ 7-8 июль-август 2005
РЕВОЛЮЦИИ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДВУХ СТРАНАХ НАШЕГО РЕГИОНА (ГРУЗИИ И КИРГИЗИИ), КАК И УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, СОВЕРШИВШАЯСЯ В СТРАНЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ, НО НЕ ВХОДЯЩЕЙ В НАШ РЕГИОН, И КАК РЕВОЛЮЦИИ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРИМЕР, СЕРБИИ, ВЫЗВАНЫ ОБЩИМИ ПРИЧИНАМИ. ОНИ ПОРОЖДЕНЫ ПРИРОДОЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ В ЭТИХ, КАК И ВО МНОГИХ ДРУГИХ СТРАНАХ, И В СНГ, И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. ЭТОТ ТИП РЕЖИМОВ НЕ ИМЕЕТ УСТОЙЧИВОГО НАЗВАНИЯ. МОЖЕТ БЫТЬ, ИХ ЛУЧШЕ ВСЕГО НАЗВАТЬ РЕЖИМАМИ «УПРАВЛЯЕМЫХ» ИЛИ «ИМИТАЦИОННЫХ» ДЕМОКРАТИЙ.
Идейная база таких режимов — не прочная, и их жизненный цикл — от становления через расцвет к упадку и гибели — относительно скоротечен. Правитель с годами, естественно, слабеет. Если он передает власть другому, будь это сын, как в Азербайджане, или просто лицо, от которого он не ожидает для себя или своих близких каких-либо неприятностей, как в России, это всегда менее харизматичная фигура. Режим впадает в застой, он все более погружается в коррупцию, и власть теряет приводные ремни к низшим звеньям аппарата. Режим постепенно теряет и контакт с реальностью, ибо, если выборы подтасовываются, а СМИ контролируются, власть не может составить представление о том, что реально происходит в обществе. Эти силы подтачивали бы режим, даже если бы он существовал в абсолютно статичном обществе. Но он существует в современном, динамичном мире. Режим становится все более статичным, но общество развивается, и ему становятся тесны рамки режима. Имитация демократии, относительно простая и принимаемая обществами СНГ в начале 90-х, становится все более трудной.
Так как власть слабеет, а режим не дает возможности мирной и законной смены власти, страна идет к не мирной и не законной смене власти, то есть к революции. Характерной особенностью революций в странах с режимами этого типа (цветных»), прямо связанной с природой этих режимов, является то, что они приурочиваются к выборам. Выборы в таких странах всегда манипулируемы, всегда основаны на обмане. Но то, что проходило множество раз, в какой-то очередной раз не уже проходит — люди выходят на улицу и требуют соблюдения тех формальных норм, которые записаны в конституциях, но никогда не соблюдались.
Из всего вышесказанного ясно, что революции во всех странах с режимами этого типа неизбежны. Мирный и законный переход власти к оппозиции здесь не возможен «по определению». Но представить себе, чтобы власть так и передавалась от президента к назначен¬ному им преемнику еще лет 50, также не возможно. Но если революционные смены власти в странах с режимами такого типа неизбежны, сроки, формы и последствия этих революций могут быть очень разными.
В СНГ пока что произошло три революции — в Грузии, Украине и Киргизии. И то, что именно эти страны оказались впереди, — не совсем случайно. В этих трех странах режимы личной власти были наиболее мягкими. Оппозиция не допускалась к власти, но могла легально действовать. Существовали свободные СМИ. Можно ли из этого сделать вывод, что чем авторитарнее режим, тем он прочнее, долговечнее?
Несомненно, что революция в Туркмении или Узбекистане — дело неизмеримо более трудное, чем в Киргизии или Грузии. И некоторые из напуганных революциями правителей наших стран извлекли для себя уроки из опыта Грузии, Украины и Киргизии и движутся в «узбекско-туркменском» направлении. И действительно, ужесточение режима может сделать его более прочным и долговечным. Но это имеет свою оборотную сторону. Чем жестче режим, чем больше он подавляет любую оппозицию, тем больше вероятности, что его падение будет неожиданно и примет насильственные формы. Нечто похожее мы уже видели в Узбекистане. Андижанские события дают представление о том, что может ожидать узбекский режим, сидящий на пороховой бочке. За относительную долговечность жестких режимов власти и общества могут со временем заплатить более высокую цену, чем та, которую заплатили власти и общества более «либеральных» стран «имитационной демократии», уже прошедших через революции. Вполне возможно, что те, кто сейчас сожалеют о судьбе Шеварнадзе, Кучмы и Акаева, будут ей завидовать.
Теперь — о результатах революций. Революция не может привести сразу к устойчивой демократии. Для устойчивой демократии нужна не одна, а несколько смен власти в рамках единых правил игры. Приход к власти Саакашвили или Ющенко — лишь шаг на пути к демократии. Следующим шагом должно стать их поражение на выборах, которое они должны спокойно принять, мирный и конституционный приход к власти каких-то их противников, а затем и их такой же мирный уход. Только после это¬го, после ряда ротаций власти в рамках стабильных правил, мы можем говорить, что право действительно укоренилось, что правила игры обладают большей властью, чем нынешний победитель в этой игре.
С победы революции может начаться утверждение демократии, но может быть и иной исход, который мы неоднократно видели во многих странах. Если деградация режима заходит достаточно далеко, президент теряет контакт с реальностью, обманный характер демократических процедур становится очевиден для всех, но общество не достигло еще достаточной степени развития, очень вероятно, что революция вначале приводит к демократии, но очень неустойчивой, раздираемой противоречиями. А затем устанавливается режим того же типа, который был до революции, но с иными персонажами и несколько иным идейным и символическим оформлением. Так было много раз в странах Латинской Америки, в Пакистане, Индонезии и многих других. Поэтому нельзя исклю¬чить, что режим, основанный на камуфлировании имитацией демократических процедур личной власти Акаева или Шеварнадзе и их «кланов», после револю¬ционно-демократической «интермедии» превратится в режим, камуфлирующий демократическими процедурами личную власть Саакашвили или Бакиева, как, например, в Индонезии в свое время на смену режиму Сукарно пришел режим Сухарто.
Революции — не благо и тем более — не самоцель. Благо и цель — устойчивое свободное развитие, возможное лишь в условиях правового демократического общества. Но в странах, где правовая демократическая смена власти не воз¬можна, революция — болезненный, но неизбежный этап на пути создания такого общества.