Лояльный хан милее хама
Как автономии идут к независимости
02. 07. 1998
Убийство калмыцкой журналистки Ларисы Юдиной обнажило, на первый взгляд, незаметный процесс, идущий в недрах нашего государства, — формирование в инонациональных анклавах или окраинах России фактически независимых диктаторских государств. Несомненно, что Лариса Юдина погибла потому, что мешала завершению этого процесса в одной из бывших российских автономий. Объективно она была главным агентом Москвы в Калмыкии, постоянным и досадным для калмыцкого хана напоминанием, что он все-таки не полноправный хан. И дело тут отнюдь не в идеологии. Илюмжинов идеологически чуть ли не русский шовинист, а Юдина боролась не за подчинение Москве, а за демократию и права человека. Дело в объективном, не зависящем от идеологий процессе. Построение в рамках какого-то государства, на части его территории, диктатуры — это, можно сказать, по определению, и есть достижение этой территорией независимости. Диктатура — это суверенитет диктатора. И что бы ни думал сам Илюмжинов, объективно он уже почти вывел Калмыкию из состава России. Это отнюдь не чисто калмыцкий процесс. В разных формах он идет почти во всех бывших российских автономиях. Илюмжинов с его вряд ли праведно нажитыми миллиардами и упоением своим ханским единовластием очень не похож на вызывающего большие симпатии честного офицера Аушева, а Аушев совсем не похож на опытного аппаратчика Рахимова. Но результат один — и Калмыкия, и Ингушетия, и Башкирия постепенно превращаются в независимые государства. Более того, они уже сейчас фактически не менее суверенны, чем разбившая российскую армию Чечня-Ичкерия. Уже сейчас, чтобы арестовать видного ингушского чиновника, его надо обманом завлечь в Москву. Но так не только Басаева, но и Гельмута Коля арестовать можно. Вероятнее всего, очень скоро мы убедимся, что отстранить Илюмжинова уже невозможно, а это и есть независимость.
Каков же механизм этого процесса? Основа его — культурная. Народы бывших автономий — народы с очень не похожими на русскую культурами и сильным сознанием своего отличия от русских. При этом их культуры тяготеют к разным, но всегда в той или иной мере авторитарным политическим формам, не похожим ни на классические советские, ни на постсоветские российские. Они как бы перерабатывают, «натурализируют» политические институты, привносимые извне, из Москвы, В СССР под внешне советскими формами в Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане и других «республиках» фактически сложились вполне национальные авторитарно-патриархальные системы, почти не нуждавшиеся в изменениях при переходе к независимости и подготовившие эту независимость. При этом позднесоветские азиатские диктаторы могли в случае противостояния с Москвой опираться на поддержку народов, которые, может быть, и постанывали под их властью, но всегда готовы были встать на защиту «своего» против чужаков, в чем смог убедиться Горбачев, когда замена Кунаева Колбиным вызвала в Алма-Ате первые беспорядки перестроечной эпохи.
Сейчас однотипные процессы идут в большинстве бывших российских автономий. И как совершенно независимо от своих субъективных намерений готовили свой страны к выходу из СССР Кунаев, Рашидов, Алиев и др., так и сейчас, также независимо от своих субъективных устремлений, готовят свои республики к выходу из состава России Илюмжинов и Аушев, Рахимов и Шаймиев.
Но процесс идет с двух сторон. СССР разваливали не только Алиев и Кунаев, его разваливал и Брежнев, а начал это делать едва ли не поздний Сталин. Москва разваливала СССР просто исчезновением у нее ясной преобразовательной цели и перспективы, потому что она перестала стремиться к чему-либо, кроме сохранения status quo и спокойствия. Формально Рашидовы и Алиевы были верными коммунистами, славословили Брежнева, дарили ему разные подарки и перевыполняли планы по хлопку. Спрашивается, что еще надо? Зачем зря «гнать волну» и искать себе на голову неприятности? Почему не позволить Алиеву управлять своим Азербайджаном, как он считает нужным, тем более что Восток — «дело тонкое»? И «яблоко» суверенитетов спокойно созревало, пока без особых усилий с чьей-либо стороны само не упало с ветки.
Сейчас происходит то же самое. Убийство Юдиной — это, в общем-то, случайный «переход границы». А так Ельцина и московские власти не очень-то волновало превращение Калмыкии в государство с совершенно не российскими порядками — без оппозиции, с официальным буддизмом и «Степным уложением», с возрождающимся культом личности. Ведь Илюмжинов верен России и никаких особых хлопот не доставлял, в Калмыкии — тишина и покой. А начни от него требовать приведения законов в соответствие с федеральными или пытаться его убрать, можно заработать новую Чечню. Кому это нужно?
Более того, в отличие от советской власти, постсоветская прямо нуждается в инонациональных диктатурах. Для того чтобы убедиться в этом, надо просто посмотреть на результаты разных российских голосований по субъектам Федерации. Мы легко увидим, что без поддержки местных диктаторов Ельцин вряд ли набрал бы в1996 г. необходимое большинство голосов. Бывшие автономии регулярно помогают власти во всех общероссийских голосованиях. Почему они это делают? Ясно, что калмыки, поддержавшие в1996 г. Ельцина, голосовали за него не потому, что они сторонники демократии. Просто региональные диктаторы могли «продать» Ельцину голоса в уплату за невмешательство в их «внутренние дела». Это что-то вроде не очень обременительной дани вассалов, уплатив которую, вассалы получают покой.
Говоря все это, я отнюдь не хочу поднимать тревогу по поводу «распада России». Процесс суверенизации, очевидно, закономерен и неизбежен, и в моральном плане калмыки имеют ничуть не меньше, чем эстонцы, оснований иметь свое государство. Я просто описываю процесс и его движущие силы. Но зададим все же вопрос: можно ли этот процесс остановить или хотя бы, задержать?Мне думается, что остановить или задержать этот процесс можно двумя прямо противоположными методами. Во-первых, террором центра. Но отнюдь не просто террором, направленным на сохранение status quo, а террором, преследующим некую цель, большую, чем самосохранение государства, — как это было у ранних большевиков. При них локальные диктатуры были невозможны, ибо все было подчинено единой цели, единой идеологической диктатуре.
Второй путь — это, напротив, путь построения действительно правового государства и пронизывающей все общество демократии, при которой в Калмыкии просто не может не быть многопартийности, и поскольку она все же в составе России, ее партии не могут не вступать в какие-то общероссийские блоки, и, таким образом, вся Калмыкия втягивалась бы в общероссийскую жизнь. Демократия не гарантирует от сепаратизма, но ослабляет его и минимизирует его последствия, как мы видим это на примере Канады, оказавшейся во много раз более прочным образованием, чем Югославия и СССР.
И настоящий тоталитаризм, и настоящая демократия каждый по-своему втягивают инонациональные анклавы в жизнь большого общества и препятствуют сепаратизму. Но то, что есть у нас, с точки зрения сохранения целостности государства — вариант самый неудачный. Поэтому процесс суверенизации бывших автономий у нас будет, идти довольно быстро. Как далеко он уже зашел, какова степень реальной независимости Калмыкии, мы увидим очень скоро.