С Чечней не справиться без вранья?
29.01.2003
Как объявил лорд Джадд, он сомневается в легитимности референдума по чеченской конституции, текста которой не видел ни один встреченный лордом чеченец, и советует его перенести. В ответ президент сказал, что планы по проведению референдума остаются неизменными, а глава ЦИК Вешняков пообещал напечатать и доставить в Чечню столько экземпляров будущей конституции, сколько нужно.
Ясно, что мы вполне можем провести референдум в установленные сроки, что бы там ни говорил лорд Джадд. Слава Богу, не дети маленькие и референдумы проводить умеем. И активность чеченских избирателей будет такая, как нужно. И за конституцию проголосует подавляющее большинство. Но так же очевидно и другое. Даже если мы завалим всю Чечню экземплярами конституции, референдум в воюющей Чечне может быть только обманом.
Понимает ли это власть? Думаю, что понимает. Конечно, власть, организовавшая информационную блокаду вокруг Чечни и черпающая сведения из источников, которые говорят ей то, что она хочет услышать, может питать разные иллюзии. Но надо представлять нашего президента просто неправдоподобно наивным человеком, чтобы думать, что он может всерьез рассматривать предстоящий референдум как средство выявить волю чеченского народа. Как выявление народной воли этот референдум совершенно аналогичен выборам, организованным сталинской властью после захвата Прибалтики, в результате которых возникли парламенты, единогласно проголосовавшие за то, чтобы обратиться с просьбой о включении Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Поэтому самообман власти, конечно, присутствует, но стремление обмануть больше, чем стремление обмануться. Однако рассчитывать, что референдум сможет обмануть чеченцев, что после того, как им скажут, что подавляющее большинство из них проголосовали за конституцию, они тут же в это поверят и перестанут помогать боевикам, тоже было бы большой наивностью. Остаются два объекта обмана — российские избиратели и Запад. Обмануть российских избирателей тоже достаточно трудно, но и не очень-то нужно — ведь все равно альтернативы нынешнему президенту нет и не будет. А то, что Запад, как ему самому ни хочется быть обманутым, обмануть не удастся, ясно хотя бы из слов лорда Джадда.
Но если это так, если будущий референдум может быть только обманом, но обманом неэффективным, который никого «всерьез и надолго» обмануть не может и ни к каким реальным следствиям не приведет (как воевали, так и будем воевать), то для чего он вообще? Почему нельзя подавлять сопротивление чеченских боевиков без вранья и лишних хлопот?
А для чего даже всемогущий Сталин не мог просто захватить Прибалтику, не прибегая к топорным обманам выборов в новые парламенты? Почему вообще советская власть регулярно устраивала всякие выборы и «всенародные обсуждения»? Почему самый всесильный современный диктатор никогда не провозгласит себя каким-нибудь царем или ханом, он всегда — избранный народом президент? Все это — явления одного порядка. В двадцатом и тем более — двадцать первом веке принципы демократии и прав человека уже победили. Это не значит, что они не нарушаются. Так же, как всеобщее признание того, что убийство, грабеж и насилие — зло, не означает, что люди перестали убивать и насиловать. «Лицемерие — это дань, которую порок платит добродетели». Обманы псевдовыборов и псевдореферендумов — это дань, которую в современном мире авторитаризм платит демократии. И если эту дань был вынужден платить даже Сталин, тем более ее должна платить наша теперешняя власть.
В девятнадцатом веке русские цари завоевывали Чечню без угрызений совести и жалких попыток обмана и самооправдания. Они делали то, что в это время было нормальным. Сейчас представления о норме и преступлении изменились. Задача усложнилась. Чечню недостаточно завоевать. Надо сделать так, чтобы оставшиеся в ней чеченцы сами проголосовали за это завоевание, и все поверили бы, что это — добровольное голосование. А это уже просто невозможно. Ни честно, ни нечестно. Никак.