Дмитрий Фурман: Иногда религия выступает не как источник нравственности, а как ее замена

Среда, 6 Июня 2007 PDF файл http://ru.christiantoday.com/article/2809.htm Сейчас на вопрос «верите ли вы в Бога?» многие отвечают утвердительно. «Я верю в Бога» – стереотипный ответ, связанный с тем, что в России религия играет идеологическую роль. Но стоит копнуть глубже, как выясняется, что религиозность россиян аморфна и хаотична. Так считает доктор исторических наук, профессор Института Европы РАН Дмитрий Фурман. В новом сборнике статей по социологии религии в современной России, выпущенном Институтом Европы РАН совместно с Институтом Евангелической Церкви Финляндии, и редактором которого является г-н Фурман, представлены результаты опросов россиян на религиозную тематику и их анализ. Ответы респондентов относительно их веры и религиозности в социологических исследованиях, проводившихся в атеистическом СССР и в начале 90-х были практически противоположными. Одними опросами и интервью картину религиозности россиян не прояснить. Необходим анализ их повседневного поведения. Но в массиве полученных ответов респондентов прямой связи между декларируемой религиозностью и моральными нормами не прослеживается. В «религиозном» Афганистане убивают гораздо чаще, чем в «секулярной» Европе, а в секуляризованной Скандинавии заповеди соблюдают чаще, чем в «религиозных странах». "Растет число религиозных людей, но вместе с тем россияне все более снисходительны, скажем, к взяточничеству. Поэтому этика не позволяет определить, религиозен человек или нет", - сказал Дмитрий Фурман в интервью Независимой газете. "Как ни парадоксально это прозвучит, но религия может и негативно влиять на мораль. Иногда религия выступает не как источник нравственности, а как замена нравственности. Человек грешит, но, посещая церковь, думает, что он лучше, чем есть на самом деле. Неверующий же остается со своими грехами наедине, у него нет легкого способа их нивелировать", - сказал Дмитрий Фурман.